Средства обучения и воспитания
Наша дошкольная организация обеспечена средствами обучения и воспитания для проведения практических занятий с воспитанниками, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей:
- игровым и учебным оборудованием (игры, игрушки, учебные пособия;
- спортивным оборудованием и инвентарем (мячи, гимнастические маты и др.);
- музыкальными инструментами (металлофоны, треугольники, трещетки, колокольчики и др.);
- учебно-наглядными пособиями (тематические книги, плакаты, картинки);
- мультимедийные проекторы (стационарный в музыкальном зале и переносной),
- магнитофоны, музыкальные центр и др;
- печатными и иными материальными объектами, необходимыми для организации образовательной деятельности с воспитанниками (книги, энциклопедии и др.).
Средства обучения и воспитания соответствие принципу необходимости и достаточности
для организации образовательной, коррекционной работы, методического оснащения
воспитательно-образовательного процесса, а также обеспечения разнообразной
двигательной активности и музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает
возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и
самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках ООД по освоению
Программы, но и при проведении режимных моментов.
Развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом интеграции
образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе
реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для
тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская,
коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Центры развития активности детей в групповых помещениях
Образовательная
Центры активности
Содержание центра (материалы, область оборудование)
Познавательное развитие
Познавательно - исследовательская деятельность
Центр науки и природы в групповом помещении
- Стеллаж для пособий и оборудования.
- Резиновый коврик.
- Халаты, передники, нарукавники.
- Бумажные полотенца.
- Природный материал (песок, вода, глина, камешки, ракушки, минералы, разная по составу
земля, различные семена и плоды, кора деревьев ,мох, листья и т.п.).
- Сыпучие продукты (желуди, фасоль, горох, манка, мука, соль).
- Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито.
- Микроскоп, лупы, цветные стекла.
- Аптечные весы, безмен, песочные часы.
- Технические материалы (гайки, болты, гвозди).
- Вспомогательные материалы (пипетки, колбы, шпатели, вата, марля, шприцы без игл).
- Схемы, модели, таблицы с «алгоритмом» выполнения опытов.
- Игра «Времена года».
- Календарь природы.
- Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления
- Почвы, кисточки.
- Центр математического развития
1 Раздаточный счетный материал (игрушки, мелкие
предметы, предметные картинки).
2 Комплекты цифр, математических знаков,
геометрических фигур, счетного материала для
магнитной доски .
3 Занимательный и познавательный
математический материал, логико-математические
игры
4 Схемы и планы (групповая комната, кукольная
комната, схемы маршрутов от дома до детского сада,
от детского сада до библиотеки и т.д.)
6 Набор объемных геометрических фигур.
7 «Волшебные часы» (части суток, времена года,
дни недели).
8 Счеты, счетные палочки..
- Центр сенсорики
1 Плоскостные изображения предметов и объектов
для обводки по всем изучаемым лексическим темам.
2 Разрезные картинки и пазлы по всем изучаемым
темам.
3 Кубики с картинками по всем темам.
4 Игра «Составь из частей» .
5 «Пальчиковые бассейны» с различными
наполнителями (желудями, каштанами, фасолью,
камешками).
6 Массажные мячики разных цветов и размеров.
7 Мяч среднего размера, малые мячи разных цветов
(10 шт.).
8 Флажки разных цветов (10 шт.).
9 Игрушки-шнуровки, игрушки-застежки.
10 Мелкая и средняя мозаики и схемы
выкладывания узоров из них.
11 Мелкий и средний конструкторы типа «Lego» »
или «Duplo» » и схемы выполнения построек из них.
12 Мелкие и средние бусы разных цветов и шнуры
для их нанизывания.
13 Занимательные игрушки из разноцветных
прищепок.
Речевое развитие детей
Восприятие художественной литературы и фольклора
- Центр книги
1 Стеллаж или открытая витрина для книг.
2 Столик, два стульчика, мягкий диван.
3 Детские книги по программе и
любимые книги детей, два-три
постоянно меняемых детских журнала,
детские энциклопедии, справочная
литература.
4 Книги по интересам о достижениях в
различных областях.
5 Книги, знакомящие с культурой
русского народа: сказки, загадки,
потешки, игры.
6 Книжки-раскраски по изучаемым
лексическим темам, книжки-
самоделки.
7 Магнитофон, аудиокассеты с
записью литературных произведений
для детей.
Развитие речи
- Центр речевого развития
1 Азбука магнитная
2 Рабочие тетради
- Центр «Будем говорить правильно»
3 Полка для пособий.
4 Пособия и игрушки для выработки направленной воздушной струи (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки, природный
материал).
5 Сюжетные картинки
6 Настольно-печатные игры
7 Сюжетные картинки, серии
сюжетных картинок.
8 «Алгоритмы» и схемы описания
предметов и объектов; мнемотаблицы
для заучивания стихов и пересказа
текстов.
9 Материал для звукового и слогового
анализа и синтеза, анализа и синтеза
предложений.
10 Игры для совершенствования
навыков языкового анализа и синтеза
11 Игры для совершенствования
грамматического строя речи
12 Лото, домино и другие игры по
изучаемым лексическим темам.
13 Альбомы «Родной город» и
иллюстрации с видами
достопримечательностей Подольска
14 Карта города..
15 Альбом «Наш город» (рисунки и
рассказы детей о городе).
16 Глобус, карта России.
17 Игры по направлению «Человек в
истории и культуре» («От кареты до
ракеты», «Вчера и сегодня», «Охота на
мамонта» и др.).
18.Игры по направлению «Обеспечение безопасности жизнедеятельности»(«Можно и
нельзя», «Как себя вести?», «За столом»)
Физическое развитие детей
Двигательная деятельность
- Центр двигательной активности
1 Мячи средние разных цветов .
2 Мячи малые разных цветов.
3 Мячики массажные разных цветов и размеров.
4 Обручи.
5 Веревки, шнуры.
6 Флажки разных цветов.
7 Гимнастические палки.
8 Кольцеброс.
9 Кегли.
10 «Дорожки движения».
11 Мишени на ковролиновой основе с набором дротиков и мячиков на«липучках».
12 Длинная скакалка.
13 Короткие скакалки
14 . Нетрадиционное спортивное оборудование.
15 Массажные и ребристые коврики.
- Центр сохранения здоровья
1.Плакаты по правилам безопасности ребенка и жизнедеятельности
2 Дидактические игры по валеологии.
Художественно-эстетическое развитие детей
Изобразительная деятельность
- Центр изобразительной деятельности
1 Восковые и акварельные мелки.
2 Цветной мел.
3 Гуашевые и акварельные краски.
4 Фломастеры, цветные карандаши.
5 Пластилин, глина.
6 Цветная и белая бумага, картон,лоскутки ткани, нитки, ленты, старые открытки, природные
материалы( сухие листья, лепестки цветов, семена, мелкие ракушки и т.п.).
7 Рулон простых белых обоев для коллективных работ (рисунков,коллажей, аппликаций).
8 Кисти, палочки, стеки, ножницы, поролон, печатки, трафареты по изучаемым темам.
9 Клейстер.
10 Доски для рисования мелом,фломастерами.
11 Книжки-раскраски «Городецкаяигрушка», «Филимоновская игрушка»,«Гжель»,«Хохломская роспись».
- Центр конструирования
1 Строительные конструкторы с блоками среднего и мелкого размера.
2 Тематические строительные наборы «Город», «Мосты» .
3 Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, дорожные знаки, светофоры и т.п.).
4 Макет железной дороги.
5 Транспорт (мелкий, средний, крупный).
6 Машины легковые и грузовые(самосвалы, грузовики, фургоны,специальный транспорт).
7 Простейшие схемы построек и «алгоритмы» их выполнения.
8 Мозаика крупная и мелкая и схемы выкладывания узоров из нее.
9 Конструкторы типа «Lego» » или «Duplo» » с деталями разного размера и схемы выполнения построек.
10 Игра «Танграм».
11 Разрезные картинки (4—12 частей, все виды разрезов), пазлы.
12 Различные сборные игрушки и схемы их сборки.
13 Игрушки-трансформеры, игрушки- застежки, игрушки-шнуровки.
Музыкальная деятельность
- Центр музыкально- театрализованной деятельности
1 Музыкальные игрушки (балалайки,гармошки, пианино, лесенка).
2 Детские музыкальные инструменты(металлофон, барабан, погремушки,бубен, детский синтезатор, маракасы,румба, трещотка, треугольник,валдайские колокольчики).
3 «Поющие» игрушки.
4 Звучащие предметы-заместители.
5 Ложки, палочки, молоточки, кубики.
6 Магнитофон, аудиокассеты с записью детских песенок, музыки для детей, «голосов природы».
7 Музыкально-дидактические игры («Спой песенку по картинке»,«Отгадай, на чем играю»,
«Ритмические полоски»).
8Портреты композиторов(П.Чайковский, Д. Шостакович, М.Глинка, Д. Кабалевский и др.).
9 Ширма.
10 Стойка-вешалка для костюмов.
11 Костюмы, маски, атрибуты для обыгрывания сказок
12 Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной ,
кукольный, настольный, перчаточный)
для обыгрывания сказок.
13 Аудиокассеты с записью музыкального сопровождения для театрализованных игр.
Социально-коммуникативное развитие детей
Коммуникативная деятельность
- Центр сюжетно-ролевых игр
1 Куклы разных размеров.
2 Комплекты одежды и постельного
белья для кукол, кукольные сервизы,
кукольная мебель, коляски для кукол.
3 Предметы-заместители для сюжетно-ролевых игр.
4 Атрибуты для нескольких сюжетно-ролевых игр («Дочки-матери»,
«Хозяюшки», «Доктор Айболит»,«Парикмахерская», «Моряки»).
5Альбомы с сериями демонстрационныхкартин «Наш детский сад», «Все работы хороши»,
«Мамы всякие нужны».
Требования к развивающей предметно-пространственной среде.
1 Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную
реализацию образовательного потенциала пространства ДО, группы, а также территории,
прилегающей к ДО, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей
дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны
и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
2 Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность
общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и
взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3 Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ;
учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность;
учет возрастных особенностей детей.
4 Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-
насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и
безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и
содержанию Программы, выполнению требований ФГОС
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания
(в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным
игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со
спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и
инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех
воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с
песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в
подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным
окружением;
возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство
предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и
игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-
пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от
меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды,
например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко
закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов,
пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве
предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования,
уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования,
обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов,
стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую
активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная
деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к
играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской
активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее
элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
ДО самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические,
соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное,
оздоровительное оборудование,
инвентарь, необходимые для реализации Программы.
Все основные компоненты развивающей предметной среды в ДОО включают
оптимальные условия для полноценного развития дошкольников .