Средства обучения и воспитания


Наша дошкольная организация обеспечена средствами обучения и воспитания для проведения практических занятий с воспитанниками, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей:

  • игровым и учебным оборудованием (игры, игрушки, учебные пособия;
  • спортивным оборудованием и инвентарем (мячи, гимнастические маты и др.);
  • музыкальными инструментами (металлофоны, треугольники, трещетки, колокольчики и др.);
  • учебно-наглядными пособиями (тематические книги, плакаты, картинки);
  • мультимедийные проекторы (стационарный в музыкальном зале и переносной),
  • магнитофоны, музыкальные центр и др;
  • печатными и иными материальными объектами, необходимыми для организации образовательной деятельности с воспитанниками (книги, энциклопедии и др.).

Средства обучения и воспитания соответствие принципу необходимости и достаточности

для организации образовательной, коррекционной работы, методического оснащения

воспитательно-образовательного процесса, а также обеспечения разнообразной

двигательной активности и музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.

Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает

возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и

самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках ООД по освоению

Программы, но и при проведении режимных моментов.

Развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом интеграции

образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе

реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для

тех  видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская,

коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.

Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

Центры развития активности детей в групповых помещениях

Образовательная

Центры активности

Содержание центра (материалы, область оборудование)

Познавательное развитие

Познавательно - исследовательская деятельность

Центр науки и  природы в групповом помещении

  1. Стеллаж для пособий и оборудования.
  2. Резиновый коврик.
  3. Халаты, передники, нарукавники.
  4. Бумажные полотенца.
  5. Природный материал (песок, вода, глина, камешки, ракушки, минералы, разная по составу

земля, различные семена и плоды, кора деревьев ,мох, листья и т.п.).

  1. Сыпучие продукты (желуди, фасоль, горох, манка, мука, соль).
  2. Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито.
  3. Микроскоп, лупы, цветные стекла.
  4. Аптечные весы, безмен, песочные часы.
  5. Технические материалы (гайки, болты, гвозди).
  6. Вспомогательные материалы (пипетки, колбы, шпатели, вата, марля, шприцы без игл).
  7. Схемы, модели, таблицы с «алгоритмом» выполнения опытов.
  8. Игра «Времена года».
  9. Календарь природы.
  10. Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления
  11. Почвы, кисточки.

- Центр математического развития

1 Раздаточный счетный материал (игрушки, мелкие

предметы, предметные картинки).

2 Комплекты цифр, математических знаков,

геометрических фигур, счетного материала для

магнитной доски .

3 Занимательный и познавательный

математический материал, логико-математические

игры

4 Схемы и планы (групповая комната, кукольная

комната, схемы маршрутов от дома до детского сада,

от детского сада до библиотеки и т.д.)

6 Набор объемных геометрических фигур.

7 «Волшебные часы» (части суток, времена года,

дни недели).

8 Счеты, счетные палочки..

- Центр сенсорики

1 Плоскостные изображения предметов и объектов

для обводки по всем изучаемым лексическим темам.

2 Разрезные картинки и пазлы по всем изучаемым

темам.

3 Кубики с картинками по всем темам.

4 Игра «Составь из частей» .

5 «Пальчиковые бассейны» с различными

наполнителями (желудями, каштанами, фасолью,

камешками).

6 Массажные мячики разных цветов и размеров.

7 Мяч среднего размера, малые мячи разных цветов

(10 шт.).

8 Флажки разных цветов (10 шт.).

9 Игрушки-шнуровки, игрушки-застежки.

10 Мелкая и средняя мозаики и схемы

выкладывания узоров из них.

11 Мелкий и средний конструкторы типа «Lego» »

или «Duplo» » и схемы выполнения построек из них.

12 Мелкие и средние бусы разных цветов и шнуры

для их нанизывания.

13 Занимательные игрушки из разноцветных

прищепок.

Речевое развитие детей

Восприятие художественной литературы и фольклора

- Центр книги

1 Стеллаж или открытая витрина для книг.

2 Столик, два стульчика, мягкий диван.

3 Детские книги по программе и

любимые книги детей, два-три

постоянно меняемых детских журнала,

детские энциклопедии, справочная

литература.

4 Книги по интересам о достижениях в

различных областях.

5 Книги, знакомящие с культурой

русского народа: сказки, загадки,

потешки, игры.

6 Книжки-раскраски по изучаемым

лексическим темам, книжки-

самоделки.

7 Магнитофон, аудиокассеты с

записью литературных произведений

для детей.

Развитие речи

- Центр речевого развития

1 Азбука магнитная

2 Рабочие тетради

- Центр «Будем говорить правильно»

3 Полка для пособий.

4 Пособия и игрушки для выработки направленной воздушной струи (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки, природный

материал).

5 Сюжетные картинки

6 Настольно-печатные игры

7 Сюжетные картинки, серии

сюжетных картинок.

8 «Алгоритмы» и схемы описания

предметов и объектов; мнемотаблицы

для заучивания стихов и пересказа

текстов.

9 Материал для звукового и слогового

анализа и синтеза, анализа и синтеза

предложений.

10 Игры для совершенствования

навыков языкового анализа и синтеза

11 Игры для совершенствования

грамматического строя речи

12 Лото, домино и другие игры по

изучаемым лексическим темам.

13 Альбомы «Родной город» и

иллюстрации с видами

достопримечательностей Подольска

14 Карта города..

15 Альбом «Наш город» (рисунки и

рассказы детей о городе).

16 Глобус, карта России.

17 Игры по направлению «Человек в

истории и культуре» («От кареты до

ракеты», «Вчера и сегодня», «Охота на

мамонта» и др.).

18.Игры по направлению «Обеспечение безопасности жизнедеятельности»(«Можно и

нельзя», «Как себя вести?», «За столом»)

Физическое развитие детей

Двигательная деятельность

- Центр двигательной активности

1 Мячи средние разных цветов .

2 Мячи малые разных цветов.

3 Мячики массажные разных цветов и размеров.

4 Обручи.

5 Веревки, шнуры.

6 Флажки разных цветов.

7 Гимнастические палки.

8 Кольцеброс.

9 Кегли.

10 «Дорожки движения».

11 Мишени на ковролиновой основе с набором дротиков и мячиков на«липучках».

12 Длинная скакалка.

13 Короткие скакалки

14 . Нетрадиционное спортивное оборудование.

15 Массажные и ребристые коврики.

- Центр сохранения здоровья

1.Плакаты по правилам безопасности  ребенка и жизнедеятельности

2 Дидактические игры по валеологии.

Художественно-эстетическое развитие детей

Изобразительная деятельность

- Центр изобразительной деятельности

1 Восковые и акварельные мелки.

2 Цветной мел.

3 Гуашевые и акварельные краски.

4 Фломастеры, цветные карандаши.

5 Пластилин, глина.

6 Цветная и белая бумага, картон,лоскутки ткани, нитки, ленты, старые открытки, природные

материалы( сухие листья, лепестки цветов, семена, мелкие ракушки и т.п.).

7 Рулон простых белых обоев для   коллективных работ (рисунков,коллажей, аппликаций).

8 Кисти, палочки, стеки, ножницы, поролон, печатки, трафареты по изучаемым темам.

9 Клейстер.

10 Доски для рисования мелом,фломастерами.

11 Книжки-раскраски «Городецкаяигрушка», «Филимоновская игрушка»,«Гжель»,«Хохломская роспись».

- Центр конструирования

1 Строительные конструкторы с блоками среднего и мелкого размера.

2 Тематические строительные наборы «Город», «Мосты» .

3 Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, дорожные знаки, светофоры и т.п.).

4 Макет железной дороги.

5 Транспорт (мелкий, средний, крупный).

6 Машины легковые и грузовые(самосвалы, грузовики, фургоны,специальный транспорт).

7 Простейшие схемы построек и  «алгоритмы» их выполнения.

8 Мозаика крупная и мелкая и схемы выкладывания узоров из нее.

9 Конструкторы типа «Lego» » или «Duplo» » с деталями разного размера и схемы выполнения построек.

10 Игра «Танграм».

11 Разрезные картинки (4—12 частей, все виды разрезов), пазлы.

12 Различные сборные игрушки и схемы их сборки.

13 Игрушки-трансформеры, игрушки- застежки, игрушки-шнуровки.

Музыкальная деятельность

- Центр музыкально- театрализованной деятельности

1 Музыкальные игрушки (балалайки,гармошки, пианино, лесенка).

2 Детские музыкальные инструменты(металлофон, барабан, погремушки,бубен, детский синтезатор, маракасы,румба, трещотка, треугольник,валдайские колокольчики).

3 «Поющие» игрушки.

4 Звучащие предметы-заместители.

5 Ложки, палочки, молоточки, кубики.

6 Магнитофон, аудиокассеты с записью детских песенок, музыки для детей, «голосов природы».

7 Музыкально-дидактические игры («Спой песенку по картинке»,«Отгадай, на чем играю»,

«Ритмические полоски»).

8Портреты композиторов(П.Чайковский, Д. Шостакович, М.Глинка, Д. Кабалевский и др.).

9 Ширма.

10 Стойка-вешалка для костюмов.

11 Костюмы, маски, атрибуты для  обыгрывания сказок

12 Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной ,

кукольный, настольный, перчаточный)

для обыгрывания сказок.

13 Аудиокассеты с записью музыкального сопровождения для театрализованных игр.

Социально-коммуникативное развитие детей

Коммуникативная деятельность

- Центр сюжетно-ролевых игр

1 Куклы разных размеров.

2 Комплекты одежды и постельного

белья для кукол, кукольные сервизы,

кукольная мебель, коляски для кукол.

3 Предметы-заместители для сюжетно-ролевых игр.

4 Атрибуты для нескольких сюжетно-ролевых игр («Дочки-матери»,

«Хозяюшки», «Доктор Айболит»,«Парикмахерская», «Моряки»).

5Альбомы с сериями демонстрационныхкартин «Наш детский сад», «Все работы хороши»,

«Мамы всякие нужны».

 

Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

 

1 Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную

реализацию образовательного потенциала пространства ДО, группы, а также территории,

прилегающей к ДО, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей

дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны

и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

2 Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность

общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и

взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3 Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ;

учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется

образовательная деятельность;

учет возрастных особенностей детей.

4 Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-

насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и

безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и

содержанию Программы, выполнению требований ФГОС

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания

(в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным

игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со

спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и

инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех

воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с

песком и водой);

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в

подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным

окружением;

возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство

предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и

игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-

пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от

меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды,

например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко

закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов,

пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве

предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования,

уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования,

обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов,

стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую

активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями

здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная

деятельность;

свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к

играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской

активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее

элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

ДО самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические,

соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное,

оздоровительное оборудование,

инвентарь, необходимые для реализации Программы.

Все основные компоненты развивающей предметной среды в ДОО включают

оптимальные условия для полноценного развития дошкольников .